Учебный центр факультета ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова

Вы здесь

Летняя школа для учителей информатики

Летняя школа для учителей информатики в этом году проводилась в десятый раз. Работа летней школы и обмен опытом, направленные на повышение квалификации учителей и улучшение качества школьного образования, проходили в форме лекций, докладов и круглых столов.

Открыл работу школы декан факультета ВМК Соколов Игорь Анатольевич. Также с приветственной речью к учителям обратился проректор Миньяр-Белоручев Константин Валерьевич.

Лекция Якушина Алексея Валериевича, сотрудника факультета ВМК, касалась вопросов обучения в E-learning в сети Интернет или Интранет с использованием систем управления знаниями. Лектор рассмотрел, как ИТ могут помогать контролировать знания учащихся, представил модель контроля знаний.

Якушин А.В. провел подробный сравнительный анализ существующих онлайн-сервисов, выполняющих функции систем контроля знаний, дал рекомендации по их использованию.

Кондратьев Григорий Дмитриевич, сотрудник компании "Консультант Плюс", познакомил слушателей с принципами конструирования сайтов, способствующих их продвижению в поиске (SEO). Учителя узнали о правилах работы поисковых систем, о факторах ранжирования сайтов, свойствах сайта, которым он должен удовлетворять, чтобы попасть в первые строки выдачи в поиске. Было разобрано множество примеров.

С большим интересом встретили слушатели школы лекцию Душкина Романа Викторовича "Криптография для школьников". Лектор точно сформулировал цель своего доклада - описать опыт обучения школьников методам криптографии и криптоанализа и предоставить идеи для развития дополнительного образования детей в области информационной безопасности. А также показать школьникам красоту криптографии как науки и криптоанализа как методики, дав некоторые прикладные техники шифровки и дешифровки сообщений

Душкин Р.В. подробно рассказал о возможностях преподавания темы "Криптография" для школьников разного возраста. Сделал обзор методов шифрования, выстроив его по возрастанию сложности.

Антонюк Вероника Валерьевна, сотрудник филологического факультета МГУ, раскрыла слушателям смысл таинственного словосочетания "Компьютерная лингвистика". К какой области отнести этот раздел науки? Здесь и филология, и информатика, и математика. Рассказала о том, какие ВУЗы готовят специалистов в этой области, участие в каких олимпиадах позволяют школьникам разобраться в правильности выбранного профессионального направления.

Для того, чтобы слушатели глубже вникли в суть предмета, лектор разобрал несколько очень интересных задач по теме "Компьютерная лингвистика", доступных пониманию школьников.

Учителя узнали о существовании Национального корпуса русского языка (НКРЯ) — http://www.ruscorpora.ru.

Грацианова Татьяна Юрьевна в своем выступлении рассказала об изменении программы экзамена по информатике для 9 класса. Были рассмотрены темы, которые необходимо изучить для подготовки к ОГЭ, дополнительные задачи. Обсуждался вопрос, как организовать изучение материала так, чтобы прослеживалась связь между разными разделами учебного курса. Особый упор был сделан на проблему использования программирования для изучения различных тем курса.

Татьяна Юрьевна пригласила слушателей школы на свой мастер-класс "Графика в Паскале". На мастер-классе были разобраны программы с использованием графики: рисование узоров и движущихся изображений (язык Паскаль ABC). Рассматривались программы, которые можно использовать для закрепления и повторения отдельных частей курса программирования: понятие переменной, процедура, цикл, составной оператор, условный оператор, рекурсия, а также математики: координатная плоскость, формула прямой, формула окружности, свойства правильного многоугольника. Слушатели увидели, как с использованием всего одного графического примитива можно построить достаточно сложные программы. Все программы разрабатываются методом "от простого к сложному" - простейшая программа дополняется новыми операторами. Некоторые слушатели написали собственные программы.

Слушатели, интересующиеся компьютерной графикой, смогли посетить мастер-класс по программе Photoshop, который проводила Вовк Елена Тимофеевна, сотрудник факультета ВМК. Открытое занятие предназначалось для слушателей, владеющих основами работы в этой системе. Разбиралась тема "Маски", одна из самых сложных в этой системе. Слушатели не только узнали много нового для себя, но и сами выполняли задания, в том числе и сложные.

Шарапова Ирина, сотрудник лаборатории интеллектуальных систем и кибербезопасности, рассказала, что в сентябре на факультете ВМК стартует бесплатный образовательный проект "КИБЕРШКОЛА МГУ". Это очный кружок для школьников старших классов (с 8 класса) в сфере информационных технологий в контексте информационной безопасности. Обучение бесплатное по результатам конкурсного отбора. Подробности и регистрация на сайте cyberschool.msu.ru.

Олимпиада "Ломоносов" по информатике подробно освещалась в выступлении Шестимерова Андрея Алексеевича. Слушатели школы получили информацию о формате проведения олимпиады, об отличии этой олимпиады от аналогичных олимпиад 1-го уровня. Лектор отметил, что для успешного выполнения задач олимпиады ученик должен иметь широкий кругозор и уметь программировать.

Шестимеров А.А. разобрал много задач по информатике разного типа, которые приходилось решать соревнующимся в период существования олимпиады "Ломоносов".

Киселева Елена Юрьевна, эксперт ЕГЭ по, познакомила слушателей школы с тенденциями развития формата единого государственного экзамена по информатике. Новый формат предполагает не только переход к сдаче экзамена на компьютере, но и новые подходы к оцениванию необходимых навыков и умений. Появятся новые типы заданий. Для проведения экзамена уже сейчас создана специальная компьютерная оболочка. Ответы должны будут вводиться в специальные поля. Лектор привел примеры некоторых задач нового типа с их объяснением. Одно из главных отличий нового типа экзамена по информатике - активное использование компьютера при решении задач. Полностью новый формат ЕГЭ по информатике планируется ввести в 2022 году.

Язык Python на данный момент один из самых популярных в среде школьных учителей. Эта тема обсуждается почти на каждой летней школе для учителей информатики. Курячий Георгий Владимирович, сотрудник факультета ВМК, рассказал о своем опыте обучения учащихся программированию на этом языке. Георгий Владимирович построил свое выступление на ответах на те вопросы, которые задали ему слушатели. Опрос был произведен заранее. Также он рассказал о ресурсах в Интернете, которыми можно пользоваться при изучении этой темы.

Выступление Михайловой Ольги Владимировны было посвящено проблеме обучения школьников 6-9 классов основам объектно-ориентированного программирования. Лектор рассказал об особенностях системы программирования Microsoft Visual Basic, а также об относительной простоте и наглядности программирования в данной среде по сравнению с другими системами программирования. При практико-ориентированном подходе даже шестиклассник может создать несложный игровой проект-приложение.  Использовать систему программирования Visual Basic можно как в урочной деятельности, так в рамках программ дополнительного образования.

Выступление Рогачева Антона Александровича и Щербова Романа Михайловича было посвящено технологическим конкурсам как инструменту развития школьника в области программирования: ракетостроительному чемпионату "Реактивное движение" (http://gorocket.ru/) и профилю "Аэрокосмические системы" Олимпиады Кружкового движения НТИ (http://nti-contest.ru/profiles/aerocosm/).

Обсудили современные подходы в робототехнике и самую популярную мета-операционную систему Robot Operating System - зачем она нужна и как с ней работать. Был продемонстрирован учебный робот, на котором можно обучать старших школьников программированию на Python для роботов (http://turtlebro.ru/).

Завершил работу школы круглый стол "Зачем изучать информатику и кого в этом надо убеждать". Слушатели с большим энтузиазмом участвовали в обсуждении злободневных проблем, связанных с местом предмета "информатика" в школьном учебном процессе. Делились опытом, как с первых уроков заинтересовать учащихся изучать прикладные компьютерные технологии.