Учебный центр факультета ВМК МГУ имени М.В.Ломоносова

Вы здесь

Летняя школа для учителей математики 2022 года

С целью повышения квалификации учителей математики продолжается реализация комплексной программы мероприятий Московского университета, адресованных учителям средних школ, лицеев и гимназий.

С 6 по 17 июня 2022 г. на факультете вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась традиционная ежегодная Летняя школа для учителей математики в смешанном формате. Работа Летней школы и обмен опытом между участниками проходили в форме докладов и мастер-классов. В этом году в работе Летней школы приняли участие учителя Москвы, Московской области и ряда других регионов России. Все они получат именные сертификаты образца «МГУ – школе» о прохождении программы в объеме двадцати четырех академических часов.

Летнюю школу открыл вступительным словом декан факультета ВМК академик Соколов Игорь Анатольевич и заместитель декана по учебной работе факультета ВМК, доцент Федотов Михаил Валентинович. В своих выступлениях представители администрации затронули тему выстраивания единой траектории подготовки каждого абитуриента от младших классов до поступления в вуз, где бы при этом школьник не обучался, рассказали о направлениях сотрудничества факультета ВМК со школами и учителями, а также о программах дополнительного образования в МГУ имени М.В. Ломоносова.

Лекция Денисова Дмитрия Витальевича, доцента кафедры исследования операций факультета ВМК, была посвящена вариантам заданий последних лет дополнительного вступительного испытания по математике в МГУ имени М.В. Ломоносова. На основе анализа самих заданий и сложности их исполнения в работе были сформулированы тезисы о технологии как подбора задач, так и о составлении вариантов в целом. Отдельно было оценено влияние ситуации прошлого учебного сезона на содержание предлагаемых заданий. Слушатели обсудили различные методы и приемы эффективного решения заданий разного уровня сложности, получили серьезный набор заданий для применения в своей практике.

Доклад Прокофьева Александра Александровича, доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук, доцента, заведующего кафедрой высшей математики НИУ МИЭТ был посвящен двум направлениям:

  1. Построение сечений многогранника плоскостью в случаях, когда плоскость сечения проходит через указанную точку перпендикулярно заданной прямой, а также когда плоскость сечения проходит через указанную прямую перпендикулярно заданной плоскости.
  2. Задания на перпендикулярность (прямой и плоскости, плоскостей) в вариантах ЕГЭ.

Доклад Самсонова Павла Ивановича, директора школы №86 имени М.Е. Катукова, был построен на тезисах об изменении учителем содержания школьного урока математики в ответ на современные образовательные вызовы. Как оказалось, он обозначил серьезную тему для дискуссий в профессиональном сообществе.

Еще одной лекцией из двух частей стала постоянно актуальная тема о параметрах в конкурсных задачах, прочитанная Нагорным Александром Степановичем, старшим преподавателем кафедры математической кибернетики факультета ВМК. Были разобраны примеры из единого экзамена, итоговой аттестации и вступительных испытаний.

Антонюк Вероника Валерьевна, сотрудник филологического факультета и преподаватель Школы юного филолога МГУ имени М.В. Ломоносова, провела мастер-класс по решению задач из области лингвистики, обозначив ее как стык гуманитарного и математического знаний. На мастер-классе слушатели рассматривали задачи, для решения которых в математике нет общих правил, но есть закономерности, используемые языковыми конструкциями.

Доклад Бегунца Александра Владимировича, доцента кафедры математического анализа механико-математического факультета, был построен на особенностях изложения общей теории и свойств квадратного трехчлена, зачастую не сразу понимаемой школьниками. При ориентире на учеников средних классов набор предложенных заданий и раскрытие темы позволяет успешно реализовывать их на практике вплоть до выпускного класса.

В завершение Летней школы слушатели обменивались опытом, обсуждали доклады и проводили совместные дискуссии в формате круглых столов.